стеклянные лестницы для Новой Сцены Мариинского театра
Проект #1
Наряду с историческим зданием Мариинского театра, построенным в 1860 году, и Концертным залом, открытым в 2006 году, Новая Сцена Мариинского театра стала частью уникального по своим возможностям театрально-концертного комплекса, занимающего целый квартал.
За сдержанным современным обликом здания скрывается экстравагантный интерьер с огромной стеной из подсвеченного оникса, сияющего через структурные стеклянные фасады. Дизайнеры стремились создать незабываемую атмосферу предвкушения культурного события, подчеркнув динамику пространства характерными лестницами из стали и стекла. В рамках этого масштабного проекта КБ Малышев разработали серию уникальных лестничных конструкций:
Diamond Schmidt Architects
(Канада)
архитекторы
Генеральный подрядчик
Метрострой
(Санкт-Петербург)
Iskon
Специализированный субподрядчик
Инвестор
Мариинский театр
2 подвальные лестницы, длиной 14 м, шириной 2,5 м
Овальная лестница, с внешними размерами D=11,4 м, d=7,5 м, с верхним подвесом.
Стеклянная лестница, длиной 36 м, шириной 2 м
Ножничная лестница, с верхним подвесом.
VIP-мост, пролет 22 м
Общий вес стальных конструкций
130
тонн
1000
м2
Стеклянные облицовочные панели
Наряду с историческим зданием Мариинского театра, построенным в 1860 году, и Концертным залом, открытым в 2006 году, Новая Сцена Мариинского театра стала частью уникального театрально-концертного комплекса.
За сдержанным фасадом скрывается экстравагантный интерьер с огромной стеной из подсвеченного оникса, сияющего через стеклянные фасады. Дизайнеры создали незабываемую атмосферу, подчеркнув динамику пространства характерными лестницами из стали и стекла. В рамках этого масштабного проекта КБ Малышев разработали серию уникальных лестничных конструкций:
Diamond Schmidt Architects
(Канада)
архитекторы
Генеральный подрядчик
Метрострой
(Санкт-Петербург)
Iskon
Специальный субподрядчик
Инвестор
Мариинский театр
внешние размеры: D=11,4 метра, d=7,5 метров общий вес стальных конструкций: 63 тонны общий вес мрамора: 15 тонн общий вес стекла: 17 тонн
длина: 36 метров, ширина: 2 метра общий вес стальных конструкций: 6 тонн общий вес стекла: 12 тонн
общий вес стальных конструкций: 20 тонн общий вес стекла: 7 тонн
протяженность: 22 метра общий вес стальных конструкций: 14 тонн
длина: 14 метров, ширина: 2,5 метра
Как инженеры-консультанты, мы объединили креативность канадских архитекторов, производственные мощности австрийских предприятий и опыт монтажной бригады из Санкт-Петербурга. Мы не только спроектировали конструкцию, воплощающую архитектурный замысел, но и нашли надежных производителей, способных реализовать проект в соответствии с графиком и бюджетом, сохранив при этом эстетику.
В ноябре 2013 года этот проект получил премию Института инженеров-строителей. Судейская коллегия высоко оценила продуманность и качество исполнения конструкции, подчеркнув ее универсальность и новаторский подход.
Как инженеры-консультанты, мы объединили идеи канадских архитекторов, австрийское производство и опыт монтажной команды из Санкт-Петербурга. Мы спроектировали и успешно реализовали проект, в срок и в рамках бюджета, сохранив его эстетику.
В ноябре 2013 года этот проект получил премию Института инженеров-строителей. Судьи высоко оценили продуманность, качество исполнения, универсальность и новаторский подход конструкции.
Спиральная лестница
Фото 1-4
Разработка концепции Спиральной лестницы
Архитекторы задумали эту лестницу как элегантную эллиптическую спираль, впечатляющую своими размерами: 11,4м в самом широком месте и 7,5м в самом узком. Она должна была соединять пять этажей, предлагая удобный подъем по широким (2,3м) ступеням, обрамленным изящными изогнутыми стеклянными балюстрадами.
Первоначальный инженерный проект предполагал использование изогнутой стальной фермы, проходящей по внутреннему периметру, и консольных стальных балок для поддержки ступеней и площадок. Однако, эта конструкция оказалась слишком массивной и, что самое главное, не соответствовала требованиям по динамической устойчивости. Лестница, по сути, была недостаточно прочной и могла вибрировать сильнее, чем допустимо.
Конструктивные решения
Вместо традиционных решений, мы разработали инновационную конструкцию лестничного марша. В ее основе лежит коническая сварная стальная коробчатая секция, опирающаяся на внутренний периметр тетивы. Особую роль играют восемь стальных стержней диаметром 56 мм, которые, работая как пружина кручения, обеспечивают необходимую жесткость и устойчивость.
Этот подход позволил воплотить в жизнь первоначальный замысел архитекторов и заказчиков – изогнутые стеклянные балюстрады с обеих сторон лестницы. При этом, расход стали удалось сократить почти вдвое по сравнению с альтернативными проектами.
Более того, проведенный динамический анализ показал превосходные характеристики конструкции. Собственная частота колебаний оказалась вдвое выше, чем предполагалось на этапе предварительного проектирования. Это полностью развеяло опасения относительно динамической устойчивости лестницы и удовлетворило требования заказчика.
Фото 1-3
Разработка концепции Спиральной лестницы
Архитекторы задумали эту лестницу как элегантную эллиптическую спираль, впечатляющую своими размерами: 11,4м в самом широком месте и 7,5м в самом узком. Она должна была соединять пять этажей, предлагая удобный подъем по широким (2,3м) ступеням, обрамленным изящными изогнутыми стеклянными балюстрадами.
Первоначальный инженерный проект предполагал использование изогнутой стальной фермы, проходящей по внутреннему периметру, и консольных стальных балок для поддержки ступеней и площадок. Однако, эта конструкция оказалась слишком массивной и, что самое главное, не соответствовала требованиям по динамической устойчивости. Лестница, по сути, была недостаточно прочной и могла вибрировать сильнее, чем допустимо.
Фото 1-4
Конструктивные решения
Вместо традиционных решений, мы разработали инновационную конструкцию лестничного марша. В ее основе лежит коническая сварная стальная коробчатая секция, опирающаяся на внутренний периметр тетивы. Особую роль играют восемь стальных стержней диаметром 56 мм, которые, работая как пружина кручения, обеспечивают необходимую жесткость и устойчивость.
Этот подход позволил воплотить в жизнь первоначальный замысел архитекторов и заказчиков – изогнутые стеклянные балюстрады с обеих сторон лестницы. При этом, расход стали удалось сократить почти вдвое по сравнению с альтернативными проектами.
Более того, проведенный динамический анализ показал превосходные характеристики конструкции. Собственная частота колебаний оказалась вдвое выше, чем предполагалось на этапе предварительного проектирования. Это полностью развеяло опасения относительно динамической устойчивости лестницы и удовлетворило требования заказчика.
Рисунок 1-3
Стеклянная лестница
Фото 1-4
Разработка концепции Стеклянной лестницы
Самым впечатляющим элементом из всех, безусловно, является стеклянная общественная лестница длиной 36 метров. Это не просто лестница, а настоящий прорыв в архитектуре, ведь это первое в России применение структурного стекла в таком масштабе. Учитывая беспрецедентность проекта, наш клиент полностью доверился нам, начиная с этапа разработки концепции и тестирования, и заканчивая производством и монтажом. Мы гордимся тем, что смогли обеспечить полную поддержку и реализовать этот амбициозный замысел.
Конструктивные решения
Ступени и площадки этой лестницы из прочного ламинированного стекла шириной 1,9 метра, надежно закреплены между стальными балками, способными выдерживать значительную нагрузку – как равномерно распределенную в 4 кПа, так и сосредоточенную в центре пролета в 4 кН.
Конструкция лестницы предусматривает опору на каждом полуэтаже, где специальные кронштейны крепятся к железобетонным колоннам и стенам. Сами стальные балки имеют внушительный пролет в 7,4 метра. Безопасность и эстетика дополняются панелями балюстрады из ламинированного стекла, которые интегрированы в стальные балки по обеим сторонам лестницы.
При проектировании этой уникальной лестницы особое внимание уделялось принципам проектирования предельного состояния (ULS) по предельным значениям. Соблюдение этих критериев рассматривается как базовое условие для обеспечения надежности и безопасности конструкции.
Учитывая успех проекта, КБ Малышев теперь активно участвует в разработке новой редакции руководства IStructE, чтобы официально ввести принципы проектирования предельного состояния (ULS) в стеклянные конструкции.
Фото 1-3
Разработка концепции Стеклянной лестницы
Самым впечатляющим элементом из всех, безусловно, является стеклянная общественная лестница длиной 36 метров. Это не просто лестница, а настоящий прорыв в архитектуре, ведь это первое в России применение структурного стекла в таком масштабе. Учитывая беспрецедентность проекта, наш клиент полностью доверился нам, начиная с этапа разработки концепции и тестирования, и заканчивая производством и монтажом. Мы гордимся тем, что смогли обеспечить полную поддержку и реализовать этот амбициозный замысел.
Фото 1-4
Конструктивные решения
Ступени и площадки этой лестницы из прочного ламинированного стекла шириной 1,9 метра, надежно закреплены между стальными балками, способными выдерживать значительную нагрузку – как равномерно распределенную в 4 кПа, так и сосредоточенную в центре пролета в 4 кН.
Конструкция лестницы предусматривает опору на каждом полуэтаже, где специальные кронштейны крепятся к железобетонным колоннам и стенам. Сами стальные балки имеют внушительный пролет в 7,4 метра. Безопасность и эстетика дополняются панелями балюстрады из ламинированного стекла, которые интегрированы в стальные балки по обеим сторонам лестницы.
При проектировании этой уникальной лестницы особое внимание уделялось принципам проектирования предельного состояния (ULS) по предельным значениям. Соблюдение этих критериев рассматривается как базовое условие для обеспечения надежности и безопасности конструкции.
Учитывая успех проекта, КБ Малышев теперь активно участвует в разработке новой редакции руководства IStructE, чтобы официально ввести принципы проектирования предельного состояния (ULS) в стеклянные конструкции.
Рисунок 1-3
Лестница-ножницы
Фото 1-4
Разработка концепции Лестницы-ножницы
Аналогично спиральной лестнице, архитекторы хотели видеть Лестницу-ножницы со стеклянными балюстрадами как на внутренней, так и на внешней стороне тетивы. Первоначальная оценка других инженеров предполагала использование стальной фермы глубиной в целый метр на внутренней стороне тетивы, что могло бы нарушить визуальную легкость конструкции. Мы предложили другой подход, который сохранил эстетику и обеспечил необходимую прочность.
Конструктивные решения
Мы разработали решение, которое позволяет добиться максимальной прозрачности, с использованием минимального количества стали. В его основе лежит замкнутая коробчатая балка по периметру. Вместо первоначально предложенного подвеса диаметром 150мм мы использовали два 56-миллиметровых стержня Macalloy. Это оказалось более эффективным решением для уравновешивания конструкции в условиях асимметричной нагрузки.
Фото 1-3
Разработка концепции Лестницы-ножницы
Аналогично спиральной лестнице, архитекторы хотели видеть Лестницу-ножницы со стеклянными балюстрадами как на внутренней, так и на внешней стороне тетивы. Первоначальная оценка других инженеров предполагала использование стальной фермы глубиной в целый метр на внутренней стороне тетивы, что могло бы нарушить визуальную легкость конструкции. Мы предложили другой подход, который сохранил эстетику и обеспечил необходимую прочность.
Фото 1-4
Конструктивные решения
Мы разработали решение, которое позволяет добиться максимальной прозрачности, с использованием минимального количества стали. В его основе лежит замкнутая коробчатая балка по периметру. Вместо первоначально предложенного подвеса диаметром 150мм мы использовали два 56-миллиметровых стержня Macalloy. Это оказалось более эффективным решением для уравновешивания конструкции в условиях асимметричной нагрузки.
Рисунок 1-3
VIP-мост
Фото 1-4
Разработка концепции VIP-моста
Изначально, другие инженеры предлагали использовать массивные подвесные конструкции. Но мы решили пойти другим путем и предложили более лаконичное решение: полностью отказаться от подвесов. В результате, VIP-мост, соединяющий площадки на высоте 7,65 метров, имеет пролет около 22 метров.
Конструктивные решения
В месте, где колонна опирается на одну из продольных балок, мы предусмотрели дополнительную штифтовую опору для усиления конструкции. Сама стальная конструкция настила имеет особенность: её глубина в центре составляет 500 мм, но плавно уменьшается к краям до 250 мм.
Конструкция выполнена из стальных пластин, усиленных поперечными ребрами жесткости, расположенными с равными интервалами. В результате получается замкнутая коробчатая балка по периметру, что делает её похожей на другие лестницы в проекте.
Мы настояли на том, чтобы все характерные лестницы имели одинаковую глубину края, таким образом 250-миллиметровая «лента», огибающая пространство, визуально объединяет все лестницы в единую, гармоничную композицию.
Фото 1-3
Разработка концепции VIP-моста
Изначально, другие инженеры предлагали использовать массивные подвесные конструкции. Но мы решили пойти другим путем и предложили более лаконичное решение: полностью отказаться от подвесов. В результате, VIP-мост, соединяющий площадки на высоте 7,65 метров, имеет пролет около 22 метров.
Фото 1-3
Конструктивные решения
В месте, где колонна опирается на одну из продольных балок, мы предусмотрели дополнительную штифтовую опору для усиления конструкции. Сама стальная конструкция настила имеет особенность: её глубина в центре составляет 500 мм, но плавно уменьшается к краям до 250 мм.
Конструкция выполнена из стальных пластин, усиленных поперечными ребрами жесткости, расположенными с равными интервалами. В результате получается замкнутая коробчатая балка по периметру, что делает её похожей на другие лестницы в проекте.
Мы настояли на том, чтобы все характерные лестницы имели одинаковую глубину края, таким образом 250-миллиметровая «лента», огибающая пространство, визуально объединяет все лестницы в единую, гармоничную композицию.